Сравнительно недавно появившиеся в магазинах России лодки с НДНД (надувное дно низкого давления) пользуются стабильно возрастающим спросом в среде любителей активного отдыха. Они не пришли на смену пайольным и RIBам, но многое унаследовали от них.
Плюсы и минусы лодок с дном низкого давления
1. Основным преимуществом надувного дна низкого давления следует признать практически полное гашение ударов мелких волн во время движения. Это особенно оценят и рулевой и его пассажиры;
2. Не менее важным преимуществом считается простота сборки или разборки. Работа ручным насосом займёт какое-то время, но учитывая широкое распространение электронасосов это нельзя считать недостатком;
3. После рыбалки или простой прогулки с семьёй лодка должна быть вымыта и просушена. В отличие от RIBов и пайолов здесь достаточно просто вылить несколько ведер забортной воды в кокпит, которая легко стечёт за борт через проточные клапаны шпигатного типа;
4. Существенно снижается истирание внутренних бортов по сравнению с твёрдыми настилами у лодок других типов;
5. Повышается грузоподъёмность и непотопляемость, так как дно содержит дополнительные отсеки, заполненные воздухом;
6. Дно лодки располагается несколько ниже основных баллонов, что увеличивает килеватость и улучшает показатель мореходности;
7. Многие отмечают хорошую теплоизоляцию дна, особенно при осенних рыбалках.
Недостатки лодок с дном низкого давления
Одновременно с немалым количеством достоинств лодка с надувным дном низкого давления не лишена и некоторых недостатков.
1. Из-за объёмности дна несколько снижается полезный объём кокпита;
2. Несколько поднимается центр тяжести находящегося в лодке человека, но если забрасывать снасть или стрелять сидя, то этим можно пренебречь;
3. Повышается валкость по сравнению с аналогичными по килеватости лодками с натяжным дном;
4. Несмотря на несколько уменьшенный вес по сравнению с пайолами, лодка при переноске пакуется в одну довольно тяжелую сумку, что многими относится к существенным недостаткам;
5. Как правило, требуется больше внимания уделять распределению груза в кокпите;
6. Лодка имеет сравнительно большую парусность, но для снижения влияния этого фактора достаточно посадить в нос пассажира или перераспределить груз;
7. Даже при средней загрузке лодки с НДНД идут на киле, что не позволяет развить значительную скорость.
Для каких целей лучше купить лодку с НДНД
Различают два основных направления использования лодок с дном низкого давления:
• Сплав по горным рекам, где они очень неплохо проявили себя;
• Для рыбалки и водных прогулок.
Мягкое дно, хорошая управляемость и наличие клапанов для слива воды оценены экстремалами по достоинству. В конструкциях лодок для прогулок замечена тенденция к снижению веса, что оправдано при отсутствии необходимости продираться сквозь заросли. Использование менее толстого материала не снижает основные показатели надёжности.
Конструктивные особенности
В отличие от RIBов с жестким дном из металла или пластика, а также пайольных конструкций, использующих для обустройства кокпита фанерные пайолы, в лодках с НДНД используются мягкие надувные конструкции. При этом требуемая жесткость днища достигается не столько за счёт внутреннего давления воздуха, сколько благодаря наличию вертикальных и продольных переборок, имеющих нулевое остаточное удлинение.
Давление в отсеках днища ниже, чем в основных баллонах, но для предохранения от излишнего расширения воздуха при нагреве на солнце предусмотрены стравливающие клапаны. Как правило, клапана баллонов надувного дна расположены в носовой части, что облегчает стравливание воздуха перед упаковкой с сумку.
Однозначно не стоит покупать такую лодку людям со слабым вестибулярным аппаратом. Конструкция надувного дна низкого давления не лучше и не хуже использования пайол или RIB.