Hемецкая гладкошерстная легавая(Курцхаар)

Немецкая гладкошерстная легавая, как и многие другие породы собак, с самого начала своего появления, подвергалась различным, весьма существенным изменениям, вместе с изменениями условий охоты.

Современный вид немецкой легавой имеет очень мало общего со своим прототипом, который был лет 50 назад.

История породы

История данной породы, благодаря исследованиям немецких охотников, за последние двадцать лет изучалась более основательнее, чем история происхождения остальных немецких собак.

Таким образом, у нас есть возможность на основании собранных данных, хотя они довольно отрывочные, составить предельно ясное понятие о том, как со временем шло совершенствование типа тяжелой птичьей собаки с грациозной стойкой, очень аккуратной, дисциплинированной, немного медлительной, а также отлично гармонирующей со своим весьма флегматичным, рассудительным и методичным хозяином.

Сами же немцы говорят, что она вообще имеет немалую аналогию с немцем, ведь "каков хозяин, такова и собака". Немецкая легавая является философом среди псов".

При рассмотрении всех источников и фактов, которые есть под руками, невозможно не прийти к заключению, что всю историю немецкой гладкошерстной легавой можно разделить на четыре различных периода:

Гладкошерстная легавая: периоды ее истории средневековый, шло вырабатывание самостоятельной породы туземных птичьих собак; французско-испанский период - французские, испанские и итальянские союзы поглотили туземных;
английский, в котором было нашествие пойнтеров (в большей части Европы он еще продолжается);
немецкий - национальный, который начался совсем недавно, около 20 - 25 лет назад.

В течение последнего периода немцы, с привычной для них настойчивостью достигали своей цели, и из ничтожных остатков местных легавых не только воссоздали, но и прилично усовершенствовали три породы собак подруг с длинной, гладкой и щетинистою шерстью.

Также как итальянские и немного французские охотники, немецкие охотники думают о том, что их порода гладкошерстных самая древняя и туземная раса. Эти мысли основываются на том, что, действительно, короткошерстные собаки служили для охоты на птиц с помощью сетей и соколов, чуть ли не раньше длинношерстных и всегда были самыми многочисленными.

Однако, в средние века короткошерстная птичья собака, не была настоящей легавой, так как у нее почти нет стойки. Всем известно, что первоначально охота на птиц велась в Германии, на севере России, а также в Сибири, с помощью лесных остроухих собак, похожих на наших лаек, которые лаем на лесных птиц подманивали водяных к берегу.

А вот остроухая северная собака до сих пор различается двух главных типов - длинношерстная и короткошерстная. К последнему принадлежат такие породы, как: зырянские, вогульские, тунгусские, башкирские собаки, венгерские пастушьи собаки, которые имеют вогульское происхождение, как и сами венгры.

Остроухая собака, которая сопутствовала саксонским лучникам VIII столетия, бесспорно, имеет короткую шерсть.

Бекман также рассказывает, что, по древним источникам, собаки, которые использовались для того, чтобы ловить куропаток и для того, чтобы стрелять их из арбалета, были простого сложения, с узкой головой и ушами, добавляя, что неизвестно их происхождение - от итальянских или от туземных. Скорее всего, это были такие же лайки, наверное, уже с загнутыми и повисшими ушами.
Ловля птиц
Вообще, сама ловля дичи с помощью сетей, скорее всего, началась позже, чем стрельба птиц из лука. Она велась достаточно разными способами в Средней Европе и некоторое время пользовалась большим почетом. Из истории известно, что император Генрих, которого прозвали Птицеловом (X век), был ужасным любителем такой охоты.

Птиц (куропаток, уток и гусей, в основном линючих) загоняли с помощью собаки или прятались за ширму, которая имела форму пасущейся коровы, перевесов, или накрывали наволочной сетью (тирасом).

После походов крестоносцев, ловля птиц потихоньку становится доступной низшему сословию. Крестоносцы привезли с Востока множество соколов, ястребов и вислоухих гончих, которые навечно вытеснили остроушек и стали дворными и пастушьими собаками.

 

Для охоты с ловчими птицами использовались вначале только самые ходячие и мелкие гончие. Вскоре к ним присоединились и испанские длинношерстные птичьи собаки, которые, скрестившись с первыми, передали им стойку. Наименование лежачей собаки впервые было упомянуто в 1395 году.

Известно, что для лучшего эффекта ловли птиц наволочною сетью употребляли следующий (смешанный), метод охоты: собака находила дичь, а чтобы птица не взлетала раньше времени, одновременно с собакой выпускали в полет ястреба или же сокола. Такой оригинальный метод показывает, что птичьи собаки того времени почти не находились над дичью.

О том, что средневековые птичьи собаки являлись в действительности только ищейками - гончими, смешанными с травильной собакой, доказывает то, что, как говорили старинные писатели, собак учили отыскивать птицу, путем кормления головами и внутренностями куропаток.

У этих собак сначала был желтый окрас, черный и черно-пегий, а позже появился кофейно-пегий. Естественно от смешения с длинношерстной испанской собакой, которая стала известной в Германии намного раньше испанских гладкошерстных.

Из этого следует, что из ищейки, которую скрещивали с мордашами и эпаньелями, постепенно происходила самостоятельная порода – гладкошерстная немецкая легавая собака, имеющая стойку.

В книге Иоста Аммона (1582) есть изображение дворянина, который держит на руках сокола, а рядом находится гладкошерстная длинноухая собака среднего роста.

Бекман, перекладывая в свою книгу этот рисунок, считал эту собаку абсолютно похожей на современную. Но он немного не прав: по своему внешнему виду она – что-то среднее между немецкой духовой собакой и немецкой легавой, но ближе к первой.

От ищейки ее отличает главным образом укороченный хвост, который купировали для того, чтобы он не обвивался и не мешал собаке в кустарнике, высокой траве, и при накрывании птиц вместе с собакой сетью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *