Ученым понадобилось 10 лет на исследование древнейшего Земного обитателя

Uchenym ponadobilos' 10 let na issledovanie drevnejshego zemnogo obitateljaНедавно были опубликованы результаты исследования последней кистеперой рыбы на планете, материал для которых ученые получили еще в 2003 году. Называется древнейшая из древнейших латимерией, и, как утверждают специалисты, строение и принципы функционирования ее организма не подвергались изменениям в течение последних 300 000 000 лет.

Несколько дней назад ученые завершили выполнение анализа ДНК уникальной рыбы, результат которого был опубликован в журнале под названием «Nature». Он позволил сделать важное с научной точки зрения открытие: за миллионы лет практически неизменным осталось не только строение рыбы, но и ее гены.

Для земной природы это феномен: геном всех существующих на планете рептилий и млекопитающих изменяется со скоростью, примерно в два раза превышающей аналогичный показатель латимерии. Почему этот процесс так замедлился в ДНК древнейших рыб – ученые пока не выяснили. Однако они предполагают, что причина этого – исключительно стабильные условия естественной среды обитания данных рыб.

Также биологи нашли в ДНК латимерий регуляторные участки, которые присутствуют в геноме каждого наземного позвоночного. Кистеперые рыбы были первыми живыми существами, у которых появились эти участки ДНК. Ученые подтвердили, что эти элементы управляют генами развития эмбриональных оболочек и развития конечностей так, как и предполагалось.

Стоит отметить, что встретить латимерию в природе очень сложно. В общей сложности все ученые, когда-либо занимавшиеся изучением этой рыбы, обнаружили 309 ее особей, причем каждый раз случайно.

Сбор материала для наконец-то осуществленного анализа ДНК выполняли рыбаки Коморских островов, которых снабдили специальным оборудованием. Несмотря на то, что первые образцы удалось получить еще в 2003 году, их полное исследование было начато только в 2011 году.

Впервые о кистеперых рыбах удалось узнать благодаря палеонтологическим данным. При этом считалось, что все представители подобных видов вымерли примерно 70 000 000 лет назад.

Тем не менее, в 1938 году Марджори Куртене-Латимер из Южно-Африканской Республики удалось добыть латимерию, которую впоследствии стали называть «живым ископаемым». А в 1999 году еще один вид этой рыбы был обнаружен в индонезийских водах.

По материалам lenta.ru