Из 116 видов рыб Азовского моря пока что ни один не исчез безследно

Рыбные запасы в Азовском море не сократились. Из 116 видов рыб, которые водились в Азовском море испокон веков, еще ни один вид не исчез бесследно. Есть у берегов Мариуполя и промысловые виды рыб – это бычок, тюлька и хамса, есть – и краснокнижные – севрюга, осетр, белуга и шемая. Но ценные породы рыбы охраняются Законом, а за браконьерство грозят большие штрафы, поэтому даже на «черном рынке» Мариуполя купить представителя осетровых - редкая удача.

Об этом рассказал начальник отдела №3 Азовского рыбоохранного патруля Александр Цивиль.

По его словам, сейчас в Азовском море изменилось видовое разнообразие рыбы, и это нормальное явление.

«Море – это живой организм, который тоже имеет определенные циклы в своем развитии. Происходит осолонение или опреснение морской воды и рыбный запас меняется. К примеру, в 70-х годах в Азовском море исчез бычок, был даже введен запрет на вылов. Потом ситуация изменилась и ловить бычка разрешили в промышленных объемах», - говорит Александр Цивиль.

Специалисты по экологии моря поясняют, что когда происходит осолонение моря, то ареал обитания пресноводных рыб уменьшается, рыба уходит ближе к устьям рек. В случае с Азовским морем – это устье Дона. В этот период в море появляется больше морской рыбы – бычок, камбала, судак, пиленгас.

«В начале 2000-х Азовское море находилось на этапе "стабилизации" режима солености, а в течение 2003 - 2006 годов в периоде "опреснения", в 2007 началось осолонение воды и в 2016 оно достигло максимальной отметки в 13,6 о/оо. Соответственно виды рыб, для размножения которых необходима высокая соленость моря - камбала, пиленгас - отреагировали на это, например, наблюдается мощное пополнение популяции азовского калкана. Соответственно в 2018-19 годах мы увидим увеличение на прилавках магазинов калкана и пиленгаса», - поясняют в Госрыбинспекции.

В Азовском море рекордсменами по запасам являются три вида рыб – тюлька, хамса и бычок. Это промысловые виды и государство продает квоты на добычу этих пород рыбы. Объемы разрешенного вылова согласно квот составляют: тюлька и хамса – 50 тысяч тонн, бычок – 15 тысяч тонн. Но даже такие масштабы промышленного вылова не могут опустошить рыбные запасы Азовского моря - средний процент освоения национальных квот достигает лишь 33%. Хамса, тюлька, бычок в Азовском море столь многочисленны, что промысел вылавливает только одну треть от разрешенного наукой количества. Так, по данным Института рыбного хозяйства и экологии моря (ИРЭМ) – запасы тюльки по состоянию за 2017 год составляли 300 тыс. тонн, хамсы – 240 тыс. тонн и около 130 тыс. тонн бычка.

В августе 2017 специалистами ИРЭМ были проведены плановые учетные съемки рыб Азовского моря – это траловая съемка донных видов рыб и учетная съемка бычков механизированными драгами. Эти научные рейсы позволяют оценить запасы основных промысловых видов рыб Азовского моря. Наибольшую массовую долю траловых уловов составили хамса, тюлька и бычок. Фиксировался также азовский калкан разного возраста и размера. На значительной части акватории моря в научных уловах присутствовали представители черноморской ихтиофауны - сингиль, барабуля и ставрида.

Экологи утверждают, что в настоящее время природа стала зависимой от человека. Поэтому если говорить о восстановлении рыбного разнообразия Азова, то не обойтись без практики искусственного зарыбления. Кстати, до 2011 года существовали государственные программы, которые помогали следить за популяцией осетра в Азовском море и пополнять ее, но сейчас таких программ не существует. Большой вклад в зарыбление рек вносили в свое время ильичевские металлурги, в течение нескольких лет они планомерно занимались реализацией программы воспроизводства популяции осетровых в бассейне Азовского моря. Так, в 2009 году специалисты тогда дочернего предприятия комбината «Ильич-Рыбак» выпустили в устье реки Грузский Еланчик в Новоазовске 73 тысячи мальков русского осетра. После многолетнего перерыва в 2016 году в реку Кальмиус в окрестностях Левобережного района Мариуполя было выпущено около 170 тысяч особей русского осетра. Мальков привезли в Мариуполь из рыбного хозяйства в Херсонской области. Опыт прошлого раза показал: процент выживаемости составляет не более 10% и если мальков осетра не выловили сетями браконьеры, то через 10-15 лет, эти особи способны дать потомство.

По словам Александра Цивиля, в последние несколько лет благодаря ужесточению контроля за незаконным выловом рыбы в Азовском море, значительно сократились случаи браконьерства: «У нас побережье контролируется и полицейскими, и военными, и патрулями рыбоохраны, плюс штрафы за незаконный улов повысили. Поэтому не многие рискуют выйти в море».

Но все же браконьеры не перевелись еще в Азовском море. В феврале и марте 2018 года были зафиксированы два случая незаконного вылова осетровых видов рыб. Нарушители задержаны и материалы переданы в суд.

По результатам операции «Нерест-2018», которая стартовала 27 апреля, стало известно, что в результате совместного патрулирования полицейских с представителями экологической инспекции побережья Азовского моря и рейдов по местам стихийной торговли было изъято 1476 кг незаконно выловленной рыбы. Еще 164 кг изъято при ее реализации на рынках. Помимо этого, у браконьеров забрали более 170 орудий незаконного лова. Однако, как утверждают сотрудники рыбоохранной инспекции, эти показатели не идут ни в какое сравнение с уровнем браконьерства в лихие 90-е и начало 2000-х годов, когда случаев незаконного вылова фиксировалось, как минимум в два раза больше, да и объемы незаконной добычи измерялись десятками тонн.

 

По материалам ilich.in.ua

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания "AtmHunt . Вестник охотника и рыбака"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *